Какие тенденции характерны сейчас для волонтерского
и добровольческого движения?
Над этим вопросом размышляют участники и организаторы конференции «Доброкон-2011», прошедшей только что в Москве.
Не смотря на то, что по числу добровольческих акций лидируют Москва и Санкт-Петербург, регионы все чаще инициируют смелые, яркие и нестандартные проекты. Тенденция весьма наглядна, если учитывать широкую географию спикеров и участников конференции: Барнаул, Иркутск, Краснодар, Нижний Новгород, Самара, Челябинск, Пермь, Калининград, Болгария, Таганрог, Москва и Московская область, Санкт-Петербург.
Сами проекты тоже отличаются: если внимание волонтеров из Москвы стянуто в первую очередь к экологическим и около экологическим проектам: благоустройство парков, уборка территории, пропаганда здорового образа жизни (спорта, танцев, зарядки на улицах), в регионах остается приоритетной помощь детям. Парой лет ранее это направление деятельности лидировало и в Москве, но сейчас в столице акценты сместились.
Анна Гаан, руководитель департамента «Мир добрых дел» Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher: Молодых лидеров, готовых взять на себя реализацию масштабных проектов, требующих менеджерских навыков, в России крайне мало. Большинство молодых людей избегают ответственности. Но даже в тех случаях, когда они выступают с какой-либо социальной инициативой, им сложно реализовать ее «под ключ».
Именно поэтому «Доброкон-2011» проходил не в стандартном формате академической конференции, а как цикл открытых дискуссий, в рамках которых лидеры социальных стартапов из различных регионов России представили свои проекты, участники конференции и эксперты высказывали свои предложения по их доработке. Докладчик имел возможность услышать мнение и получить рекомендации экспертов по краудсорсингу, пиару, формированию команды проекта, работе с добровольцами через социальные сети. Звучала как критика, так и советы в усиление, позволяющие доработать проекты так, чтобы они давали наибольший социальный эффект.
Самая острая проблема – системные, институциональные решения, способствующие развитию волонтерства и добровольчества. Этому были посвящены два выступления: проект «Виртуальная рында помощи» и «Банк заслуг».
«Виртуальная рында» – это социальная сеть, позволяющая тем, кто нуждается в помощи, и тем, кто готов ее оказать, самостоятельно выкладывать информацию и находить друг друга, откликаясь на просьбу о помощи.
«Банк заслуг» – это система учета и оценки индивидуальных и коллективных вкладов в реализацию общественно-значимых проектов и программ.
Руслан Абдикеев, генеральный директор Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher: Цель Банка Заслуг – аккумуляция трудовых, финансовых и материальных ресурсов для обеспечения социально значимых проектов, а также их распределение в соответствии с заслугами участников. Банк возник на базе экономики заслуг, суть которой кратко можно сформулировать так: чем больше человек или компания делают для пользы общества – тем больше возможностей получают.
В этом году впервые накануне конференции состоялась Неделя социальных стартапов «Добростарт». Формат ворк-шопов и открытых обсуждений оказался настолько эффективным, что было принято решение регулярно проводить на площадке Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher ворк-шопы и круглые столы с привлечением экспертов. Это будет способствовать решению проблем запуска и реализации социальных проектов.
Досье
Лаборатория социальных инноваций Cloudwatcher (www.cloudwatcher.ru) занимается исследовательской и аналитической деятельностью: разрабатывает инициативу экономика заслуг, программы, способствующие развитию общественно-экономического устройства, при котором выгодно социальное предпринимательство и любая деятельность, ориентированная на общественное благо.
Внедряет на практике инновационные технологии, направленные на развитие местных сообществ, осознанного добровольчества, корпоративного волонтерства, благотворительности и социального предпринимательства.
В состав Лаборатории входит несколько подразделений, которые ведут разные проекты: «Мир добрых дел», Социальная биржа «Взаимопомощь», Агентство развития социального предпринимательства, Банк Заслуг. Организатор конференции «Доброкон-2011» – «Мир добрых дел».
Основные результаты деятельности проекта «Мир добрых дел» (направлен на развитие культуры волонтерства в России) за 18 месяцев:
• 22 815 человек приняли участие в волонтерских акциях
• 60 компаний вошли в пул постоянных участников проекта
• 222 мероприятия прошли в 11 регионах
Контактная информация:
Елена Лебедева, PR-директор Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher
+7 905-509-11-77; ealeb@cw.ru
Яна Негреева, пресс-секретарь Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher
+7 903 541-19-97; ynegreeva@cw.ru