Региональное отделение Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» провело круглый стол на тему обсуждения перечня поручений Президента РФ данных по итогам форума «Качественное образование во имя страны». В ходе конструктивного диалога предложены пути решения ряда проблем.
На примере работы форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны», прошедшего в Пензе осенью 2014 года, можно увидеть модель работы ОНФ. В течение прошлого года общественным движением поднимались вопросы, связанные с региональными проблемами образования, а также проводились мониторинги ситуации непосредственно на местах. Сформированные предложения по улучшению ситуации в образовательной системе были систематизированы и вынесены на обсуждение на Пензенском образовательном форуме. По итогам работы вышел перечень поручений, который необходимо выполнить в установленные сроки. В Челябинской области в этом направлении начата активная работа, первые результаты которой обсудили участники круглого стола на площадке ОНФ.
Оживленную дискуссию вызвало Поручение Президента РФ рассмотреть вопрос о возможности прохождения выпускниками школ, не планирующим получать высшее образование, государственной итоговой аттестацию в форме экзамена. То есть у выпускников будет возможность отказаться от сдачи ЕГЭ. Четкий механизм данной процедуры определит Правительство РФ в марте этого года. На сегодняшний день можно только прогнозировать, что данная аттестация предполагает облегченную форму. Между тем, по словам начальника Управления общего и специального образования Министерства образования и науки Челябинской области Елены Тюриной, данная схема имеет ряд рисков: «Мы заинтересованы, чтобы ученики были профессионально сориентированы, но сегодня у школьника нет желания идти в вуз, а завтра оно появится. Отказавшись от ЕГЭ он теряет шансы на получение высшего образования. Поэтому необходимо проработать альтернативные способы, например, пересдачу».
Также Правительству РФ предстоит проанализировать эффективность системы оценки деятельности и оплаты труда педагогов в зависимости от результатов единого государственного экзамена. Сегодня в Челябинской области нет прямой взаимосвязи между зарплатой учителя и тем, как успешно сдали ЕГЭ его ученики. Однако в ряде учебных учреждений считают, что данный критерий важен. Директор лицея №11 Елена Киприянова рассказал о своем опыте: «В нашей школе сами учителя высказали желание, профсоюз поддержал и комиссией принято решение, чтобы результаты ЕГЭ были одним из критериев стимулирующей части заработной платы педагога. Безусловно, это не главная мера оценки работы учителя. У нас порядка 40 критериев стимулирующей части». Отметим, что по результатам единого государственного экзамена 11 лицей продемонстрировал один из лучших показателей в регионе.
Участники дискуссии отметили, что школы Южного Урала становятся с каждым годом доступней для детей с ограниченными возможностями. Так еще год назад универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, составляла только 5%, что было значительно ниже общероссийских показателей. На сегодня удалось достичь среднего федерального показателя – 12,8%. По нормативам к 2016 году он должен составлять 25%. Активно ведется и работа в области инклюзивного образования, а передовые достижения в области здравоохранения позволяют минимизировать детскую инвалидность. С результатами в этой области познакомил член Регионального штаба ОНФ, главный оториноларинголог Челябинской области Мусос Коркмазов: «Областные власти помогли приобрести оборудование, позволяющее во время рождения ребенка ставить диагноз: слышит новорожденный или нет. У нас есть определенные технологии, и мы можем прогнозировать в период беременности состояние слухового аппарата у плода. Сейчас мы проводим исследования врожденной глухоты. Эти меры позволяют своевременно выявить проблему, а при необходимости уже в первый год жизни прооперировать ребенка и вернуть ему слух. На сегодняшний день Челябинская область является лидером по стране – более 270 новорожденных прооперированно за год». Тем не менее, эксперты считают, что коррекционные школы жизненно необходимы и настаивают на сохранении специализированных учебных заведений, развитии системы дистанционного и узкопрофильного обучения.
В ходе работы круглого стола обсудили и проблему забюрократизированности образовательной системы региона. По перечню поручений Президента РФ предполагается принятие мер по оптимизации системы отчетности в сфере образования. Представители профессионального сообщества и члены Регионального штаба ОНФ считают, что для этого можно использовать аналоги уже имеющихся успешных наработок. Например, сегодня в региональных образовательных учреждениях используются сервисы «Сетевой регион. Образование» и «Дневник.ру», позволяющие решать внутренние запросы. Между тем в школы поступает большое количество межведомственных обращений, которые приходится обрабатывать «вручную». Для эффективности работы необходимо разработать информационную систему, позволяющую максимально аккумулировать все данные в ежедневном режиме.
Подводя итоги дискуссии, сопредседатель Регионального штаба ОНФ в Челябинской области Наталья Кустова отметила: «Перечень поручений Владимира Путина – свидетельство тому, что прошедший образовательный форум дал возможность педагогам всей России не только высказаться, но и быть услышанными. Мы поддерживаем многие прозвучавшие главой государства позиции и считаем, что осуществление поставленных задач позволит совершенствовать систему российского образования».