В заседании приняли участие начальник Приволжского таможенного управления Сергей Рыбкин, начальник Уральского таможенного управления Вячеслав Голоскоков, начальники таможен Уральского и Приволжского округов, а также представители госструктур и деловых кругов.
Приволжский и Уральский федеральные округа занимают лидирующие места в экономике страны.
Доля промышленного производства Приволжского федерального округа в экономике России составляет более 30%. В ПФО сосредоточена четверть всего промышленного производства России: 85% российского автопрома, 65% авиастроения, 40% нефтехимии, 30% судостроения, 30% производства оборонно-промышленного комплекса. В округе сконцентрированы треть инновационно активных предприятий и около половины объема российского экспорта технологий.
На долю Уральского федерального округа приходится почти 18% объема всех основных фондов Российской Федерации. около 10% общероссийского оборота розничной торговли, 12% всего объема строительных работ и около 16% общего объема инвестиций в основной капитал.
Именно поэтому таможенные органы Приволжского и Уральского регионов уделяют большое внимание сопровождению инвестиционных проектов. Из более чем 200 приоритетных и значимых для экономики Росси инвестпроектов, реализуемых на территории округов, 42 сопровождаются таможенными органами Приволжья и 40 –– таможенниками Урала.
В целях минимизации издержек инвесторов в ходе практической работы выработаны общие подходы к сопровождению инвестиционных проектов. Одним из них является составление Дорожных карт.
Подготовленные и составленные дорожные карты по реализации инвестпроектов позволяют своевременно проработать различные вопросы организации таможенного контроля товаров, поступающих для проектов.
По состоянию на 1 апреля 2015 г. по 36 проектам таможенными органами ПТУ были составлены «Дорожные карты», согласованные с инвесторами. Таможни региона продолжают работу по согласованию с участниками ВЭД позиций еще 4 «Дорожных карт».
В настоящее время в регионе деятельности ПТУ завершается проведение таможенных операций, связанных с ввозом иностранного оборудования и материалов, по 2 инвестиционным проектам: в регионе деятельности Саратовской таможни (цель инвестпроекта - строительство свиноводческого комплекса полного цикла на 75000 голов откорма в год); в регионе деятельности Пермской таможни (цель инвестпроекта – линия для производства нового типа двигателей).
Также Таможенными органами региона осуществляется поддержка инвестпроектов, реализуемых на территории особых экономических зон.
Все участники совместного заседания коллегий отметили, что повышению инвестиционной привлекательности регионов, упрощению реализации многих производственных проектов, связанных с ввозом оборудования, поставляемого в несобранном или разобранном виде, в том числе на стадии их разработки и бюджетирования, будет способствовать ускорение процедуры передачи полномочий на уровень РТУ.
Также для создания наиболее оптимальной логистики, соблюдения сроков реализации проекта и сокращения издержек необходимо обеспечить максимальную концентрацию в одном таможенном органе всего объема таможенного декларирования товаров, перемещаемых в рамках одного инвестпроекта. Принцип «места регистрации инвестпроекта» также создаст предпосылки для применения в отношении приоритетных инвестпроектов концепции «сквозного таможенного контроля» и переноса акцента таможенного контроля на этап после выпуска.