Сегодня в России работают более 30 заводов по переработке шин, 75% из которых – малые предприятия, с производительностью до 5 000 тонн в год
Просматривая новостную ленту, вы заметите, что почти каждый год сообщается об открытии в каком-то регионе России новой компании по переработке изношенных шин. При этом многие из них выходят на рынок, не имея соседей-конкурентов. Это, конечно, не всегда хорошо, т.к. открывая предприятие в сформировавшейся нише, будет проще найти покупателей, к тому же часто существующие заводы не в полной мере обеспечивают бизнес своим продуктом.
Рынок огромен, а количество заводов в регионах мало, хоть и прибавляется. В России из 85 субъектов, только 24 имеют предприятия по переработки шин. Для утилизации более 1 млн покрышек этого, мягко говоря, недостаточно. Наибольший объем производства розничной крошки (данные 2013 года) приходится на:
1. Центральный ФО – 10 тыс тонн (объемы в тоннах указываются за год) – 64%
2. Приволжский ФО – 2,9 тыс т – 17%
3. Северо-Западный ФО – 1,7 тыс т – 10%
Теперь разберем более детально.
Московская область. Лидер по переработке покрышек в России, где работают 10 заводов разных мощностей. От всего объема переработки шин в стране, на область приходиться более 30%.
Краснодарский край. Ежегодно здесь образуется свыше 40 тыс тонн изношенных покрышек, а заводов по переработке всего два – в Сочи и поселке Афипский. Первый утилизирует до 3 тыс тонн (указаны объемы за год) (около 500 тыс легковых машин), второй – до 5 тысяч. То есть предприятия могут загрузить себя максимум на 25% из общего объема шин, который увеличивается ежегодно.
Алтайский край, город Бийск. Завод открылся в 2014, и стал первым в области предприятием по переработке шин. Производительность до 3 тыс т/г, продукт – резиновая крошка, сбыт – производство резиновых, травмобезопасных покрытий для детских и спортивных площадок, изготовления пандусов и так далее.
Кировская область. Здесь, помимо утилизации, работает предприятие по производству оборудования для заводов по переработке шин. Торговый дом «Котельнический механический завод» проектирует сразу всю линию. Ее производительность рассчитана на большинство российских перерабатывающих предприятий – до 5000 т/г.
Челябинская, Нижегородская и Свердловская область. Сгруппированы они по количеству работающих заводов – по 3 единицы в каждом субъекте.
Москва, Кемеровская и Самарская области – по 2 завода.
Владимирская, Волгоградская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Новгородская, Омская, Пензенская, Ростовская, Тюменская, Ярославская области, Республика Башкирия, Татарстан, Пермский и Приморские края, Санкт-Петербург – по 1 заводу.
В более 50 (!) субъектах РФ нет предприятий по переработке покрышек, а в тех, что уже есть, их недостаточно. Сегодня ситуация постепенно налаживается, в том числе из-за появления на рынке российских производителей недорого оборудования для переработки. Упомянутый ранее ТД «КМЗ» производит станки марки «Молом», оказывая при этом всестороннюю поддержку молодому для России и развивающемуся направлению бизнеса. То есть помимо проектирования, компания, имеющая опыт реализации более 1500 самых разных проектов (не только переработка шин), консультирует по самым разным вопросам, доставляет, вводит в эксплуатацию и проводит инструктаж работников, обеспечивая в дальнейшем сервисное обслуживание.