Согласно данным БКИ «Эквифакс» объемы выдач кредитных карт растут два последних года. Далее речь идет исключительно о кредитных картах, без учетов различного рода суррогатных карт, например, карт с установленным лимитом овердрафта:
• 2016 год по сравнению с 2015 – на 15%
• 2017 год по сравнению с 2016 – уже на 52%.
Ожидаемый рост в 2018 году будет на уровне 2018 года. В Топ-20 регионов по количеству оформленных кредитных карт в 2017 году вошли: Москва (480 тыс. выданных карт), Московская область (344 тыс.), Санкт-Петербург (254 тыс.), Краснодарский край (226 тыс.), Тюменская область (206 тыс.), Иркутская область (198 тыс.), Красноярский край (196 тыс.), Свердловская область (189 тыс.), Новосибирская область (180 тыс.), Кемеровская область (174 тыс.), Челябинская область (173 тыс.), Республика Башкортостан (165 тыс.), Татарстан (161 тыс.), Ростовская область (154 тыс.), Самарская область (150 тыс.), Алтайский край (135 тыс.), Приморский край (129 тыс.), Нижегородская область (119 тыс.), Омская область (118 тыс.), Пермский край (116 тыс.).
Меньше всего кредитных карт оформляют жители Еврейской автономной области (10 тыс. кредитных карт), Республики Калмыкия (9,7 тыс.), Магаданской области (7,4 тыс.), Чукотского автономного округа (1,6 тыс.) и Республики Ингушетия, там оформили чуть более 1 тысячи кредитных карт за истекший год.
Наименьшими темпами растут выдачи карт с низкими суммами установленных лимитов – до 20 тыс. руб. Так, в 2017 году объем выпуска таких карт увеличился всего на 10,5%, тогда как карт с лимитами от 20 до 100 тыс. руб. уже на 47,4%, а карт с максимальными лимитами (свыше 100 тыс. руб.) – на 69,2%.
Всего в 2017 году карт с лимитом более 100 тыс. руб. было выпущено почти 1 млн. ед., тогда как годом ранее 0,65 млн. ед.
Наибольший рост отмечается по картам с лимитами от 100 тыс. руб. и более. На втором месте – карты со средним лимитом – от 20 до 100 тыс. руб. и наименьший рост – по картам с лимитом менее 20 тыс. руб.
Также необходимо отметить несколько принципиально важных тенденций на рынке кредитных карт, которые ранее не были характерны для российского рынка:
- доля неактивированных карт снижется третий год подряд: рост с 37% в 2015 году до 24% в 2017 году;
- клиент, получив кредитную карту, активирует её всё быстрее, не откладывая её «на потом»: доля кредитных карт, активированных в первые два месяца после получения увеличился за тот же период времени с 89% до 94%.
Обе тенденции означают для банков рост эффективности карточного бизнеса. Иными словами, банки стали более избирательно подходить к выдаче кредитных карт клиентам, выдавая их именно тем клиентам, которые нуждаются в таком продукте, а не вручая их всем подряд, как подарок к какому-либо иному продукту банка или распространяя их путем массовых рассылок.
С другой стороны, клиенты сами стали более заинтересованы в использовании кредитной карты и активируют её как можно быстрее после получения.