В региональное отделение Общероссийского народного фронта в Челябинской области участились случаи жалоб заемщиков на коллективные договора страхования, которые их принуждают заключать банки при оформлении кредита. Эксперт Народного фронта принял участие в контрольной закупке и зафиксировал случай введения потребителя в заблуждение. Общественники направят жалобу в управление Роспотребнадзора по Челябинской области.
«В одном из банков Челябинска потребителю одобрили кредит на условиях заключения коллективной страховки. Финансовая компания готова была выдать 458 тыс. руб., при этом на руки клиент бы получил 351 тыс. руб., чуть более 100 тыс. руб. – финансовая защита. При этом в договоре прописано, что процентная ставка 12,99, хотя по факту, если учесть плату за финансовую защиту, полная стоимость кредита получается 43%. Всего выплата по кредиту составит около 650 тыс. руб. От финансовой защиты отказаться было нельзя. Чтоб получить кредит без дорогостоящей дополнительной услуги, нужно было подать новую заявку на кредит. Однако в случае отклонения новой заявки кредит не будет выдан на прежних, уже одобренных условиях. Участники контрольной закупки оформили новую заявку без кабальных условий и переплат, в удовлетворении которой Банк отказал. У нас есть сомнения, что вторая заявка вообще была принята на рассмотрение, потому как СМС с отказом не поступило. Более того, мы зафиксировали на видео введение потребителя в заблуждение и открытое навязывание услуг, а именно приобретение одной услуги с условием приобретения другой», – рассказала эксперт ОНФ в Челябинской области Софья Неберо.
Стоит отметить, что финансовая защита предполагает снижение рисков при инвалидности, смерти или сокращении с работы заемщика. Ее необходимость сотрудник банка объяснил кредитной нагрузкой – у заемщика есть ипотека. Хотя наличие ипотеки никак не может повлиять на страховые риски, человек из-за этого не умрет и не потеряет трудоспособность.
«Парадокс ситуации в том, что человек при оформлении ипотеки уже застраховал жизнь, здоровье и недвижимость. Естественно при получении нового кредита нет никакого смысла страховать еще раз. Для потребителя эта услуга совершенно ненужная трата средств. Данная проблема является системной, и подобное навязывание дополнительных услуг используется целым рядом розничных банков. Люди жалуются очень много, но, как правило, все упирается в доказательную базу, так как в договорах прописано: «Я добровольно хочу заключить…». Проведенная челябинским экспертом Народного фронта контрольная закупка позволила зафиксировать на видео сомнительное предложение финансовой организаций, а значит, есть основания для подачи жалобы на административное взыскание», – рассказал член регионального штаба ОНФ Вячеслав Курилин.
Эксперты Народного фронта отмечают, что на практике отказаться от такой страховки нельзя в отличие от личного страхования, когда в течение 14 дней, пользуясь «периодом охлаждения», есть возможность вернуть страховую премию. В коллективном страховании договор заключается между банком и страховой компанией, сам заемщик является застрахованным и не получит того вознаграждения, который он оплатил.
Положительная судебная практика уже нарабатывается. Через суд удалось возвратить премию за коллективную страховку потребителю из Сыктывкара, аналогичное дело рассматривает Верховный суд РФ. На данный момент эксперты ОНФ рекомендуют потребителям хорошо изучать документы и осознавать реальную сумму по выплате кредита, отказываться от навязываемых дополнительных услуг и оформлять кредиты в банках без дополнительных кабальных условий. Так, в случае с контрольной закупкой заемщик смог взять кредит в другой финансовой организации с процентной ставкой в 22% вместо навязываемых 43%. По данному факту общественники обратятся с жалобой о навязывании услуг финансовой организацией в управление Роспотребнадзора по Челябинской области.