Челябинские эксперты проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» выступают против нецелесообразного расходования бюджетных средств. В ходе исполнения функций по общественному контролю участники Движения выявили федеральные учреждения и органы местного самоуправления, неоднократно замеченные в приобретении дорогостоящих авто, необходимость которых вызывает сомнения.
Так, администрация Агаповского района Челябинской области в конце 2016 г. приобрела бывший в употреблении BMW 2012 года выпуска стоимостью 1,5 млн руб. Результатом приобретения б/у автомобиля стали неоднократные ремонты и закупка дорогостоящих расходных материалов. В 2017 г. заключен контракт на ремонт машин, в том числе BMW, стоимостью 230 тыс. руб., а в 2018 г. – стоимостью 350 тыс. руб. (из них пока по контракту оплачено 41 тыс. руб.). Также для б/у авто в конце 2018 г. были закуплены зимние шины стоимостью более 90 тыс. руб. На запросы экспертов ОНФ представители местной администрации и регионального руководства сообщили о законности данных контрактов. Вопрос Народного фронта о целесообразности траты бюджетных средств на приобретение бывшего в употреблении элитного автомобиля, его последующих ремонтов и обслуживания остался без ответа.
Еще один эпизод – приобретение сразу 11 машин Toyota Camry управлением делами губернатора и правительства Челябинской области на сумму более 17,5 млн руб. Все сделано по закону, но возникает вопрос целесообразности и своевременности покупки. Кроме того, по сообщениям СМИ, автомобили размещены в гараже на территории областной больницы №3, где недавно стояли машины скорой помощи, обоснованность таких рокировок также непонятна и вызывает ряд вопросов.
«Не исключением в приобретении крутых автомобилей являются организации, учрежденные госорганами. Так, АО «Областной аптечный склад», учредителем которого является областное министерство имущества и природных ресурсов, в 2017 г. заключил договор лизинга почти на 5,5 млн руб. Целесообразность приобретения столь дорогого автомобиля была пояснена необходимостью поездок на деловые встречи, что допустимо для частных организаций, но никак не для организаций, учрежденных органами власти. Дивиденды учредителю даже в половинном размере стоимости авто не были бы лишними для бюджета области», – считает активист проекта ОНФ «За честные закупки» в Челябинской области Дмитрий Денисов.
Схожая ситуация – при закупке автомобиля повышенной проходимости Челябинским государственным университетом. Вуз заключил контракт на сумму почти 3 млн руб., составив техническое задание под приобретение конкретного внедорожника с бензиновым двигателем объемом 3,5 л. ЧелГУ обосновало покупку необходимостью безопасной перевозки большого числа сотрудников (7 посадочных мест), а также сообщило, что на приобретение элитного внедорожника расходуются внебюджетные средства вуза. «Однако так и не получен ответ, для чего необходимо наличие рейлингов, спойлеров, хромированных ручек, 8-дюймового ЖК-дисплея и электропривода на люке крыши автомобиля. Несмотря на то, что на покупку авто тратились внебюджетные средства университета, существует масса более перспективных трат в интересах вуза, преподавателей и студентов, действительно повышающих репутацию учебного заведения», – отметил Денисов.
Челябинские эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» отмечают, что в регионе по сути нет закупок роскоши госорганами, но существует необоснованное приобретение дорогостоящих машин. Сделка проходит по закону, но очевидно, что она неэффективна и ведет к дискредитации органов власти. Активисты ОНФ продолжат отслеживать подобные закупки, привлекать к ним внимание общественности и задавать соответствующие вопросы представителям власти.
«Напомню также, что несколько дней назад вышел новый «Индекс расточительности» ОНФ, посвященный закупкам и аренде дорогостоящих автомобилей заказчиками, работающими по 223-ФЗ. Наши коллеги на федеральном уровне обратятся в правительство РФ с просьбой ускорить создание механизма нормирования закупок для всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с 223-ФЗ, для повышения эффективности расходования средств по аналогии с нормированием в 44-ФЗ. На отдельных примерах Челябинской области мы видим, что эта мера действительно необходима», – подчеркнул Денисов.