Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области приняло участие в вебинаре для кадастровых инженеров на тему «Актуальные вопросы кадастровой деятельности».
В заключительный день ведомственной акции Росреестра «Неделя кадастрового инженера» для представителей данного профессионального сообщества состоялся обучающий вебинар, организованный Управлением Росреестра по Свердловской области. В программу мероприятия были включены наиболее актуальные вопросы, возникающие при осуществлении кадастровой деятельности. Насыщенная повестка вебинара включала в себя выступления спикеров из пяти регионов Уральского Федерального округа: Челябинской, Свердловской, Курганской и Тюменской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако в связи с возможностью свободного подключения к виртуальному семинару география участников была представлена достаточно обширно. Помимо участников из перечисленных регионов УФО был получен отклик из многих других городов России - Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Мурманска, Нижнего Новгорода, Твери, Самары, Рязани, Тулы, Пензы, Уфы, Омска, Перми, Томска, Красноярска, Хабаровска, Ставрополя, Краснодара и т.д.
Свой доклад на тему «Особенности описания местоположения границ между субъектами РФ на примере Челябинской области» представил заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Андрей Жарков. Он отметил, что сведения о границах между субъектами Российской Федерации являются частью Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Необходимость внесения в ЕГРН сведений о границах между субъектами обусловлена экономическими и социальными причинами и направлена на упрощение проведения кадастровых работ в дальнейшем. Докладчик напомнил онлайн-слушателям, что внесение сведений о границах административно-территориальных образований, в том числе об участках границ между субъектами Российской Федерации, является важным показателем целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества». Это одна из целевых моделей, которые были утверждены распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р для упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. Для достижения индикативных показателей указанной модели к 1 января 2021 года в ЕГРН должны быть внесены сведения обо всех участках границ между субъектами Российской Федерации.
Установление четкой границы субъекта РФ требуется для полноценной работы по описанию границ муниципальных образований, расположенных в приграничных районах, населенных пунктов и территориальных зон в таких населенных пунктах, и, следовательно, для выдачи разрешений на строительство на этих землях. Кроме того, наличие точных границ позволит навсегда закрыть вопрос определения принадлежности земель тому или иному муниципалитету. И это, действительно, важно не только для полноценного развития территорий, улучшения инвестклимата регионов, но и для людей. Известна, например, резонансная ситуация, когда житель одного из поселков на границе Челябинской области с соседним регионом, имея на руках свидетельство о регистрации права собственности на дом, не может поставить на кадастровый учет земельный участок под ним, поскольку граница кадастрового деления проходит по крыше этого самого дома. Описание же местоположения границы, в том числе на основании ортофотопланов и с учетом фактически сложившегося характера пользования земельными участками позволяет решить проблему.
В настоящее время в ЕГРН внесены сведения о границах Челябинской области с двумя из четырех субъектов-соседей – Курганской и Оренбургской областями. По границам с Башкортостаном ведутся работы по описанию её местоположения, а землеустроительное дело по границе со Свердловской областью в настоящее время находится на стадии прохождения государственной экспертизы.
Далее Андрей Евгеньевич рассказал, насколько работа по описанию местоположения границ объемна и скрупулёзна на примере землеустроительного дела по границе между Челябинской и Оренбургской областями. Оно включает в себя целый ряд законодательных актов, карт (планов) и документов. В частности, для получения исходных данных использовались такие документы, как постановления Президиума ВЦИК от 1934 и 1935 годов, постановление Президиума Верховного Совета СССР от 1943 года. Кроме того, в ходе описания границы исполнителем анализировалось кадастровое деление, проверялись землеустроительные дела на приграничные участки, шла работа с сельскохозяйственными картами, в Главном управлении лесами запрашивались материалы лесоустройства. Отметим, что начиная с 2019 года экспертиза землеустроительной документации по описанию границы между субъектами РФ проводится Центральным аппаратом Росреестра, при этом территориальные органы ведомства в соответствующих субъектах не исключены из работы и проводят первоначальное исследование землеустроительных дел при их поступлении.